Статья - не в бровь. а в глаз. Только адресовать ее нужно не министру, а Президенту. Помню поэтапно падение нашего образования. Может быть, что-то забыл или перепутал последовательность событий. Кто работал тогда, тот вспомнит и, если захочет, дополнит.
Подробности:
1) В самом начале перестройки поднялась какая-то мутная дискуссия по поводу ненужности многих школьных знаний. Предлагалось выбросить из программы изучение геометрии, уменьшить количество часов на физику, химию и другие дисциплины, во все времена считавшиеся основными. Зато предлагалось ввести ежедневную физкультуру, танцы, Закон божий, этику и эстетику и т. д. Тогда это казалось бредом, который никогда не будет реальностью. 2)Ранняя специализация в школах. Уже с пятого класса ученикам и их родителям теперь предлагается выбрать профиль обучения. Проводится тестирование и даются рекомендации. Например, ваш ребенок нарисовал такую-то фигню, значит, у него способности к гуманитарным наукам. Но не объясняется, что, выбрав гуманитарное направление, ребенок перечеркивает в своей судьбе массу возможностей: большинство технических специальностей, физико-математические, химические, биологические, врачебные и т. п. Ведь математика в таких классах преподается по кастрированной программе, два или три часа в неделю. Помню, я в 10 классе (1972 год) сомневался, куда поступать, хоть в приоритетах всегда была математика. И немудрено: ведь специальность во многом определяет профессию и жизнь в целом. Но кто-то решил, что в 5 классе человек может с полной уверенностью сказать, кем он хочет стать. Причина простая: в спецклассах лучше оплата и условия работы. Поэтому практически во всех школах взращивют не умеющих грамотно писать гуманитариев, не знающих таблицы Менделеева химиков и других "специалистов". Раньше вся страна занималась по единой программе, одинаковым учебникам. Поэтому каждый мог поступать на любую специальность, исключая творческие. В специализированных классах и школах (я сам закончил такую) давалась расширенная программа по профилирующему предмету, по остальным - стандартная. Поэтому никакие возможности не отсекались. Помню одного студента, который трижды становился в школе призером Всероссийских олимпиад по химии. Я его спросил: "Почему не пошел на химию?". Он ответил, что видеть уже не может формул. Такое бывает: перекормили ребенка, хотели сделать из него победителя всех олимпиад. Вот он и пошел на другой факультет. Это я к тому, что планы выпускника могут поменяться в одночасье. Но что делать, если ему еще в 5 классе отрезали все все пути отхода. Хорошо, что мой студент и в математике разбирался неплохо. 3) Дальше тихим сапом начала внедряться тестовая система. Сначала, в экспериментальной форме, потом окончательно. С тех пор в 11 классах ученики не учатся решать задачки, учатся "сдавать ЕГЭ", бесчисленное число раз заполняя эти бланки, во многом напоминающие анкеты. Основную часть, требующую размышлений (теперь это задачи с 13 по 19), школьные учителя (особенно, не в профильных классах) считают для себя необязательной. Говорят: "Я отвечаю только за 1 часть, для 2 нанимайте репетиторов". Да и стоит 2 часть до обидного мало, теперь для получения сравнительно высокой оценки достаточно "анкетной" части. Было пару лет назад какое-то расширенное заседание правительства по поводу падающего уровня образования. Вердикт - и дальше углублять и совершенствовать систему ЕГЭ. А когда О. Смолин поставил в Думе на голосование вопрос об отмене ЕГЭ, фракция ЕР не приняла участие в голосовании. Без комментариев. 4)Введение платного образования. Сначала платных мест было немного (пилотный эксперимент), затем мало стало бюджетных. Стимул к хорошей учебе в школе был серьезно подорван. Сам слышал, как один школьник говорил другому: "Зачем я буду париться, пусть отец платит". С тех пор в классах осталось лишь по несколько заинтересованных учеников (во всяком случае, в тех, в которых преподавал я), чьи родители не могли оплатить обучение. В вузах стали "с запасом" брать абитуриентов на контрактные места. На вопрос: "Зачем вам эти дебилы?",- мне отвечали, что их отчислят в ноябре за неуспеваемость, а деньги за 1 семестр не вернут (так по договору). В итоге на одном моем потоке из 75 человек (в экономическом вузе, где я подрабатывал) было только 4 бюджетника. Общий уровень от этого стремительно падал. С тех же пор преподавание стало считаться "услугой". Отношение студентов тоже изменилось: я тебе заплатил, теперь обучай и не крякай. 5)Подушевое финансирование. В результате этого нововведения нагрузка на каждого преподавателя серьезно возросла. Но это не самое страшное, теперь ты уже не имел права кого-то отчислить просто за неуспеваемость. Его неуспеваемость считалась твоей недоработкой (а какие педагогические методы ты использовал в работе с этим учеником, был ли индивидуальный подход?). Некоторым из наших преподавателей студенты прямо говорили: "Будете ставить нам двойки, вас же и уволят". И они были недалеки от истины. Вечный дамоклов меч - не сданная вовремя сессия - был отправлен в утиль. А как работать, если они перестали бояться "двоек"? Даже в тех случаях, когда студент уже окончательно перестал посещать занятия, отчисление откладывается на конец семестра, на следующий семестр или даже на последний курс (тогда уже можно). 6)Канцелярщина. О ней в статье сказано достаточно, но скажу о личном. Эта часть "реформы" меня "достала" больше всего. Меняющиеся в режиме месячного цикла (лунного, конечно) рабочие программы, бесконечное их переписывание, корректировка, меняющиеся компетенции (знать, уметь, владеть!) своей бессмысленностью могут довести до сумасшествия. Бессмысленная работа отупляет, но у начальства она - самая важная. 7)Эпилог. Когда я уходил из университета, нам, троим доцентам, предложили одну ставку на троих (мы не были ни молодыми специалистами, ни беременными, а сокращение проводить надо). И плевать, что все трое были на хорошем счету, а во всех студенческих рейтингах - на самых высоких местах. Мне оставался один год до пенсии, и я сказал, что ухожу досрочно (такая возможность была - без уменьшения размеров пенсии, не помню уже, с какой формулировкой). Теперь мне удалось найти работу - готовлю детей к сдаче ЕГЭ. Больше всего мне нравится, что нет никаких бумаг, программ, отчетов. Работай - и все! Это уже почти счастье. Все, пора на работу. Выплеснул то, что наболело. Попытался рассказать, как некогда любимый мой университет превратился в "Замок Мордора", который хочется обходить стороной.
Последний раз редактировалось Владимир Анатольевич 13 апр 2017, 02:12, всего редактировалось 2 раз(а).
rgg
Заголовок сообщения: Re: Открытое письмо министру образования РФ
Дорогой Владимир Анатольевич! Постараюсь дополнить хотя бы чуть-чуть. О чем же я написал бы? 1. О "резиновом" учебном плане в общеобразовательных школах. А учебных дисциплин-то сколько? Все в ущерб основам фундаментальных наук. 2. О полном отсутствии: а) так называемого внутришкольного контроля. Деятельность учителей не контролируется совсем (контроль только на бумаге); б) работы над устной и письменной речью учащихся, следовательно, и над учебником. 3. О "резиновых" штатах в органах управления образованием. Там в основном работают знатные корифеи бумаготворчества. 4. О слиянии двух Федеральных органов государственной власти: Минпроса и Миннауки. Теперь ученых не устраивает новый Министр обрнауки, который якобы занимается всего лишь вопросами среднего общего образования. Напишу как только немного освобожусь от насущных дел.
voloch
Заголовок сообщения: Re: Открытое письмо министру образования РФ
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения